С проблемами недоступности подъезда и входной группы регулярно сталкивается подавляющее большинство людей с инвалидностью, передвигающихся при помощи кресла-коляски. В настоящей статье разберемся в том, кто должен обеспечивать доступность, какими способами, а также можно ли требовать установки именно подъемной платформы, а не пандуса, какие виды подъемных платформ существуют, а также можно ли самостоятельно купить и установить платформу.
Все новые постройки, которые вводятся в эксплуатацию должны отвечать требованиям доступности для маломобильных групп населения, то есть многоквартирный жилой дом в новом ЖК не будет принят, в случае, если в подъезде не будет пандуса или не будет установлен подъемник. Все требования к доступности зданий и сооружений для маломобильных групп населения указаны в СП 59.13330.2020.
С домами старого жилого фонда ситуация другая, большинство из них имеют высокие лестницы в подъездах и доступность в здание минимальная или отсутствует вовсе, в таком случае возникает необходимость в приспособлении жилого подъезда, то есть его реконструкции, возведении пандуса, либо подъемника. Действующим Жилищным кодексом РФ и законодательством в сфере социальной защиты, а именно ФЗ №181 от 24.11.1995 «О социальной защите прав инвалидов в РФ» и программой “Доступная среда” обязанность обеспечить доступность в подъезд (и далее в квартиру) жилого многоквартирного дома возложена на органы государственной власти и органы местного самоуправления. При этом органы государственной власти и органы местного самоуправления могут выбирать способы приспособления общего имущества многоквартирного дома ориентируясь на нужды инвалида, технические возможности здания и технику пожарной безопасности.
К сожалению, нет. Это обусловлено несколькими факторами.
Во-первых, технической возможностью установить подъемную платформу в подъезде. Когда запускается процесс обследования доступности общего имущества многоквартирного дома, на место выезжает межведомственная комиссия и оценивает возможность приспособления подъезда жилого дома. Оценивается лестничный проем, входная группа в целом, где планируется установка подъемной платформы. Например, лестница в подъезде может быть сделана таким образом, что не окажется места для крепления механизма подъемной платформы с наклонным перемещением, но есть место для установки подъемной платформы с вертикальным перемещением, а возможно лестница в подъезде сделана таким образом, что невозможно установить подъемную платформу вовсе не нарушив требования безопасности. Она может быть узкой и не иметь большой площадки внизу и наверху. Поэтому следует помнить и понимать, что установленная конструкция платформы в дальнейшем не должна мешать другим жильцам при входе/выходе, а также не должна затруднять эвакуацию из жилого здания.
Во-вторых, это вопрос финансирования. В случае, если в регионе есть программы дополнительной поддержки людей с инвалидностью и она включает в себя финансирование установки подъемных платформ в подъезде для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, передвигающихся на креслах-колясках, то установка подъемной платформы в подъезде будет в приоритете над установкой пандуса. В случае, если в регионе нет дополнительных программ, то вам будет предложен вариант установки пандуса в подъезде, либо приобретение и установка подъемной платформы за счет физического или юридического лица. Проще говоря, если у инвалида есть спонсор (физическое лицо, либо фонд, либо коммерческая организация), то он сможет оплатить установку подъемной платформы. Кроме того, по решению собрания собственников жилья подъемная платформа может быть установлена за счет средств собственников, которые они ежемесячно отчисляют на содержание и ремонт общего имущества. Но практика показывает, что собственники в такой ситуации обычно против коллективно платить за установку подъемной платформы для одного человека с инвалидностью, проживающего в подъезде.
В любом случае, сведения о возможности/невозможности установки подъемной платформы должна быть зафиксирована в акте обследования общего имущества многоквартирного дома.В случае невозможности установки подъемной платформы из-за конструктивных особенностей подъезда, человеку с инвалидностью должно быть предложено альтернативное решение, к примеру, установку пандуса/ откидного пандуса, которым он сможет пользоваться самостоятельно.
Согласно п. 4.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ согласовывать установку подъемной платформы с другими собственниками жилья только в том случае, если приспособление осуществляется с привлечения денежных средств указанных собственников. То есть в случае, если орган государственной власти или орган муниципальной власти решит, после проведения обследования, установить подъемную платформу в подъезде, то согласовывать установку с жильцами дополнительно не нужно.
При этом, если человек с инвалидностью нашел деньги на подъемную платформу и ее установку самостоятельно, он должен инициировать проведение общего собрания собственников жилья и согласовать установку как с жильцами, так и запросить проведение межведомственной комиссии в органах государственной власти или органах муниципалитета (в зависимости от того, кому в вашем месте проживания отданы функции по решению данных вопросов), чтобы получить разрешение на установку подъемной платформы и заключение о технической возможности установки подъемной платформы. Без получения согласований по установке подъемной платформы и без получения разрешения на установку подъемной платформы, самостоятельно устанавливать ее запрещено!
Согласно действующим правилам доступности и существующим ГОСТ все подъемники можно подразделить на две большие категории:
- платформы подъемные с вертикальным перемещением
- платформы подъемные с наклонным перемещением
Платформы с вертикальным перемещением согласно ГОСТ 34682.2-2020 подразделяются на:
- платформы, установленные в огражденных шахтах;
- платформы, конструкции которых или условия эксплуатации на месте установки позволяют обеспечить безопасность без ограждения шахты.
В свою очередь, платформы с наклонным перемещением согласно ГОСТ 34682.1-2020 могут перемещаться как над лестницей, так и над наклонной поверхностью, как по прямой, так и по сложной траектории между заданными уровнями.
В вышеуказанных документах выдвигаются требования к виду, размерам, материалам из которых изготовлены платформы, а также требования к безопасности использования, скорости перемещения, грузоподъемности. Отметим, что ГОСТы пересматриваются раз в несколько лет, поэтому перед тем как ориентироваться на данные указанные в ГОСТе, необходимо проверить его актуальность в Российском архиве государственных стандартов (РАГС), возможно уполномоченных орган успел пересмотреть ГОСТ.
Так скорость движения при нормальной работе подъемных платформ не должна превышать 0,15 м/с.
Грузоподъемность у платформ с вертикальным перемещением:
- Максимальная номинальная грузоподъемность 500 кг.
- Минимальные значения номинальной грузоподъемности должны быть следующие:
- один пользователь, стоящий или сидящий в кресле-коляске с электроприводом класса А: 250 кг;
- пользователь в кресле-коляске с электроприводом класса А или В с сопровождающим лицом: 315 кг.
Грузоподъемность у платформ с наклонным перемещением:
- Для сидящих или стоящих пользователей платформы должны быть рассчитаны на одного человека, из расчета номинальной нагрузки не менее 115 кг.
- Номинальная грузоподъемность платформы, предназначенной для перевозки пользователя в инвалидном кресле-коляске, должна быть рассчитана из условия не менее чем 250 кг/м чистого пола грузонесущего устройства.
- Минимальная номинальная грузоподъемность установленной в общественном месте платформы для пользователей в инвалидных креслах-колясках должна быть 250 кг.
Платформы вертикального подъема приоритетнее в установка в условиях ограниченного лестничного пространства, где невозможно установить подъемник с наклонным перемещениях, в связи с высокой входной группой и большим углом уклона, но есть свободное пространство для установки шахты подъемника.
В зависимости от региона проживание вопросы приспособления общего имущества многоквартирного дома для людей с инвалидностью и функции по установке подъемных платформ могут находиться как в ведении органов муниципальной власти, так и отдельных органов государственной власти. Например в Москве функции по установке подъемных платформ находятся в ведении Департамента капитального ремонта города Москвы. При этом заявления на установку подъемных платформ в Москве принимают территориальные органы социальной защиты населения города Москвы. Узнать информацию о том, куда подать заявление в вашем регионе можно как в администрации города/муниципалитета, так и в органах социальной защиты.
Проект “Центр защиты прав инвалидов” реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов
Один ответ
Гладко на бумаге с 2020 не могу добиться установке ППИ и это Москва ВАО всем чиновникам насрать на маломобильных