На нашем сайте мы уже не раз освещали вопросы, касающиеся доступности для инвалидов отдельных видов транспорта, вопросов бронирования билетов, доступности музеев, галерей.
В настоящей статье разберем отдельные вопросы, которые могут возникнуть у туриста с инвалидностью, а также как действовать в случае если нарушаются ваши права в путешествиях.
В соответствии с действующим законодательством, а именно ФЗ №181 “О социальной защите прав инвалидов в РФ” Постановлением Правительства от 29 марта 2019 года N 363 для людей с инвалидностью должна быть обеспечена доступность объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур.
Что касается отелей, то требование оборудовать в отелях номера для гостей с инвалидностью действуют с момента принятия СП 59.13330.2016, то есть начиная с 2017 года. (В настоящее время действует новое СП 59.13330.2020) Но! Действуют эти правила только в отношении вновь возводимых объектов,реконструкции существующих, подлежащих капитальному ремонту и приспособлению зданий и сооружений.
В настоящее время многие отели, особенно крупных сетей стараются создать условия доступности для туристов/гостей с инвалидностью и проводят реконструкцию имеющихся номер, а также приспособление территории отеля, входной группы и т.д. для удобства гостей с инвалидностью. Отели, которые смогли создать условия доступности, подтверждают данный факт паспортом доступности и указывают информацию об этом на своем сайте, а также в карточке отеля на сторонних сервисах бронирования.
Несмотря на это, перед бронированием лучше всего звонить в отель и уточнять дополнительно информацию о доступности номеров и входной группы, поскольку очень часто возникают ситуации, когда руководство отеля некорректно применяет правила доступности объектов (СП и СНиП).
Для начала необходимо зафиксировать то, что в отеле фактически нет доступной среды, о которой он заявляет, то есть сделать фотографии, записать видео.
Затем необходимо обратиться с обращением к руководству отеля, описав все неудобства, которые есть в отеле, при этом необходимо в письме указать на необходимость вам ответить на обращение в письменной форме, указав свои контакты для связи. Направить обращение можно лично передав его на стойке регистрации/информации/ресепшен, но в таком случае следует писать обращение в двух экземплярах, попросив сделать отметку о том что обращение принято, это нужно чтобы вы могли доказать что обращались в отель с просьбой устранить неудобства для людей с инвалидностью, и отель ваше обращение проигнорировал. Также можно направить обращение через официальный сайт отеля в поле “обратная связь” если таковое имеется или на официальную почту отеля в разделе “контакты”. В таком случае, в теме письма лучше так и указать “обращение” а в самом сообщении объяснить всю суть возникшей ситуации.
В случае, если руководство отеля игнорирует ваше обращение, либо отвечает что всё что есть в отеле отвечает своду правил (а хотя это не так), то жалобу на действия сотрудников отеля следует направить в Прокуратуру и Роспотребнадзор, указав в своей жалобе информацию о том, что вы заранее обращались к руководству отеля и приложив копию обращения, либо скриншот.
Кроме того, руководство отеля может ответить вам, что недочеты будут исправлены, либо ремонт/реконструкция запланированы на такой-то период времени.
Билеты на поезд по льготе “на места для инвалидов” можно приобрести как очно в кассах ржд, так и дистанционно через официальный сайт ржд. Если вы будете покупать билеты в кассе, то необходимо будет предоставить:
- паспорт (на него оформляется билет)
- документ, подтверждающий инвалидность (справку МСЭ)
- ИПРА (с отметкой о необходимости использовать кресло-коляску, для пассажиров, передвигающихся в кресле-коляске)
При покупке билетов на поезда дистанционно через сайт ржд, в личном кабинете необходимо будет добавить СНИЛС. СНИЛС необходим для того чтобы сервис сделал запрос в ФРИ (федеральный реестр инвалидов) и подтвердил наличие у пассажира инвалидности. Покупка билетов на специальные места для людей с инвалидностью возможна только после того, как система сайта ржд подтвердит статус “инвалида”.
Льготой может воспользоваться не только сам инвалид, но и его сопровождающий.
Следует отметить, что пассажиры, передвигающиеся в креслах-колясках (на носилках), и их сопровождающие имеют приоритетное право покупки билетов на поезда дальнего следования (продажи билетов для них открываются раньше, чем для пассажиров с инвалидностью всех категорий.) При этом, если за 10 дней до отправления билет не будет куплен пассажиром, передвигающимся в кресле-коляске, то билет сможет купить пассажир с инвалидностью любой формы. Это правило не действует для поездов Сапсан
Несмотря на то, что во всем мире много лет действует Конвенция о правах инвалидов (Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года) случаи дискриминации туристов с инвалидностью до сих пор возникают в различных отелях по всему миру.
На любимых нашими соотечественниками курортах происходят случаи, когда туристам с инвалидностью, которые путешествуют одни или с членами своей семьи, хотят отказать в обслуживании и выселить их из отеля вернув деньги за оставшиеся дни, которые были уплачены.
В подобных вопиющих ситуациях, когда турист с инвалидностью может фактически оказаться без жилья в чужой стране (неизвестно есть ли у него средства забронировать номер в другом отеле и может ли он самостоятельно это сделать без чужой помощи и найти отель подходящий по доступности) необходимо следовать нескольким правилам.
Во-первых, нужно понимать, что турист находится на территории другого государства и правила в сфере оказания услуг, регулируются национальным законодательством государства. Следовательно, ещё на стадии планированием поездки лучше узнать о том ратифицирована ли государством Конвенция о правах инвалидов, и как государство обеспечивает исполнение запрета на дискриминацию по признаку инвалидности.
Во-вторых, о возникшей ситуации необходимо оповестить представителя своего турагентства (принимающую сторону) . В случае, если бронирование гостиницы производилось самостоятельно через сторонние сервисы, необходимо уведомить сервис. Кроме того, можно попробовать известить руководство отеля о возникшей ситуации, если выселить из отеля пытается менеджер
В-третьих, если возникшую проблему урегулировать силами туроператора (сервиса бронирования)не получается необходимо уведомить представительство РФ (консульство) на территории иностранного государства, где находится турист. Именно представительство государства может повлиять на решение конфликта, когда другие рычаги влияния уже использованы.
Полезные статьи туристам с инвалидностью:
Доступная среда для пассажиров с инвалидностью в небе
Что такое ситуационная помощь инвалиду?
Право доступа к достопримечательностям: что нужно знать инвалидам
[leyka_bar campaign_id=1734]Проект реализуется при поддержке гранта Фонда Президентских грантов, ГБУ Дом общественных организаций г. Москвы